Ежегодно зимой северные европейские страны сталкиваются с проблемой гололеда. Дороги большей части территории Скандинавии и России с приходом холодов покрываются коркой льда и снегом. Практика использования соли и специальных химических реагентов не оправдывает себя по ряду причин: мероприятие трудозатратное, не всегда эффективное, а порой и вредное для транспорта и пешеходов.
Появление такой технологии борьбы со снежным покровом и льдом, как подогрев асфальта, позволяет решить эту задачу. Сегодня в разных странах она используется наряду с обогревом различных объектов городской инфраструктуры — остановок общественного транспорта, скамеек, тротуаров и пешеходных дорожек. В первую очередь этот метод стали использовать в странах, где климатические условия сочетаются с уровнем экономики, позволяющим строить дороги с подогревом. В разных странах, в зависимости от местных условий и возможностей, используется водяной, электрический обогрев или тепло земляных недр.
Как это выглядит на практике в других странах?
В регионах с низкой среднегодовой температурой и обильными зимними осадками, приводящими к гололедице, подогрев дорожного полотна повышает комфорт автомобильного и пешеходного движения и снижает уровень зимнего травматизма.
Наиболее успешно в этом направлении работают в таких странах, как: Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия, Япония. Эти технологии применяются и в других странах, в том числе и кое-где в России, но перечисленные выше страны наиболее успешно реализуют такие важные для их жителей проекты.
В исландской столице Рейкьявике также накоплен большой опыт в этом направлении. Здесь, в основном, подогревом оборудуются тротуары,что весьма разумно, поскольку в первую очередь скользкие тротуары являются источником повышенного травматизма граждан. А в Норвегии отопление дорог осуществляется за счет природных термальных источников.
А что в России
В нашей стране впервые попытались создать дорожное полотно с подогревом еще 10 лет назад. Однако эта инициатива не получила поддержки федеральных и региональных чиновников. Правда, не стоит забывать, что в стране, где просто не хватает качественных дорог, трудно заботиться об обогреве даже какой-то части из них.
Трудно надеяться, что такой затратный проект сможет стать успешным, учитывая качество асфальта, подлежащего обогреву, площадь северных российских регионов, протяженность дорог и, конечно, привычку наших чиновников считать народный бюджет своим собственным достоянием.
Однако коммерческие структуры и субъекты жилищно-коммунального хозяйства начинают практиковать строительство дорог с подогреваемым асфальтом, борясь с гололедом и травматизмом на своей территории.
В Москве же уже достаточно давно тротуары оборудованы водяным подогревом, использующим в качестве источника тепла трубы ГВС, проложенные под асфальтовым или плиточным покрытием.